Книги Александра МеняКаждый человек приходит к вере своим путем. У меня он связан с выдающимся проповедником христианства протоиереем Александром Менем.

Я училась в школе в 60‑х годах. В то время в разных регионах нашей страны было разное отношение к религии. Мы жили на Урале, вокруг меня атеизм был абсолютным.

Помню историю из младшей школы, как мальчик из класса после Пасхи принес учительнице кулич. Она была шокирована, покраснела, что‑то пробормотала и не приняла пасхальный подарок.

Дома я рассказала, как мы все смеялись, что мальчик верит в бога. К моему удивлению, моего отца это не развеселило, он сказал: «А ты знаешь, что в исторических документах есть подтверждение, что Иисус Христос действительно существовал?»

Но, видимо, тогда я была слишком мала, чтобы засомневаться в правде атеизма. Почти, как Берлиоз у Булгакова: раз нам сказали, что его не было, значит – не было. Такой и выросла, как многие из моего поколения.

В 1990 году в журнале «Смена» были опубликованы главы из книги протоиерея Александра Меня «Сын Человеческий». Мы читали их всем отделом по очереди, потом читали всю книгу. Впечатление от неё было настолько сильным, что от моего атеизма не осталось и следа.

После гибели отца Александра его книги стали издавать повсеместно. Их доступность была похожа на внезапно открывшуюся дверь, за которой от нас очень долго скрывали тайну.

У меня на работе в столе лежали три его книги Московского издательства «ВИТА»: «Сын человеческий», «Свет во тьме светит» и «Радостная весть». Точнее, они лежали там редко, обычно там лежал список очереди на прочтение. В нём были записаны почти все работники нашей многочисленной организации.

Причем прочитавшие книгу через время снова записывались в очередь, чтобы взять книгу уже для своих близких. Интересно, что все их читали очень быстро и всегда возвращали с благодарностью.

Поэтому для меня было большим удивлением, когда сотрудница рассказала, что услышала от священника, что ей надо обязательно покаяться на исповеди в том, что она читала Меня. Это было в 90‑х годах.

Но время многое меняет. Через несколько лет на мой вопрос: «Правда ли, что читать Меня грех?» молодой священник возмутился, что это полная ерунда.

Мне было очень приятно это услышать. Отец Александр служил великому делу возрождения христианства и свою миссию выполнил с честью.

Благодаря его книгам огромное количество только моих знакомых обрели веру, а сколько их по всему миру один Бог знает.

Александр Мень – протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник, родился в Москве 23 января 1935 года. С детства пришел к вере благодаря матери.

Он был одаренным человеком, умным, образованным, невероятно плодовитым автором трудов по основам и истории христианства и других религий.

До середины 80-х книги А. Меня издавались в Бельгии под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов. Главный его труд – «История религии» в семи томах.

После перестройки в конце 80‑х отец Александр был одним из самых популярных христианских проповедников в России, на его лекции собирались огромные аудитории, он выступал на радио.

Отец Александр был убит утром 9 сентября 1990 года по дороге на службу в маленькую деревенскую церковь в Московской области. Убийство не раскрыто до сих пор.

Дикая загадочная смерть замечательного человека. Накануне он прочитал свою заключительную лекцию о христианстве. Так и хочется назвать ее триумфальной. Последнюю лекцию А. Меня можно прочитать здесь.

Я часто в своих статьях привожу цитаты из его книг и выступлений, считаю их интересными и убедительными, а перед каждой Пасхой с удовольствием перечитываю главу «Голгофа» из книги «Сын человеческий»:

Глава девятнадцатая

Голгофа

«В Иерусалиме до сих пор показывают «Скорбный путь» (Via dolorosa), по которому люди вели на смерть Спасителя мира. С евангельских времен многое изменилось в топографии города, и поэтому трудно отстаивать достоверность предания.

Несомненно однако, что именно по такой же узкой восточной улице двигалась процессия, вышедшая из претории в полдень пасхальной пятницы 14 нисана.

Никого из близких не было рядом с Христом. Он шел в окружении угрюмых солдат, два преступника, вероятно, сообщники Вараввы, делили с Ним путь к месту казни.

Каждый имел titulum, табличку с указанием его вины. Та, что висела на груди Христа, была написана на трех языках: еврейском, греческом и латинском, чтобы все могли прочесть ее. Она гласила: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». ….

© Таисия Февронина, 2011.