Научить ребенка давать сдачи?

detski-sad

Ребенок пошел в детский сад – стресс для ребенка и для родителей. Малыши еще не умеют управлять собственным поведением, они только учатся правилам общения.

Одни дерутся, отбирают игрушки у других. Другие не знают, как противостоять чужому напору, плачут, жалуются. Детское поведение во многом зависит от воспитания в семье, характера ребенка и его темперамента.

Многие родители уверены, что ребенок должен научиться давать сдачи. Логично: если в действии законы джунглей, как иначе постоять за себя? Пусть учится отстаивать свои интересы по этим законам. Но правильно ли это?

У моей сотрудницы четырехлетний ребенок полгода жаловался родителям, что один мальчик в садике его бьет и отбирает игрушки. Родители настойчиво внушали ему, что надо давать сдачи. Однажды он созрел и той машиной, которую у него отбирали, ударил по лицу обидчика и повредил ему глаз. Да так, что глаз потом пришлось зашивать в больнице. Что тут было! Пришлось переводить мальчишку в другой сад.

Кто виноват? Прежде всего – воспитатель.

Правильным взаимоотношениям с другими детьми должны учить в детском саду. Успех во многом зависит от личности воспитателя, от уровня его профессионализма.

Если почитать литературу по дошкольному воспитанию, там черным по белому написано:

«Без направляющего руководства воспитателя среди детей неизбежно будут возникать конфликты.
(Обучение самых маленьких в детском саду. Аванесова В.Н. Москва, 1968)

В детском саду дети находятся в окружении сверстников, потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи. В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет и т. п.
(Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А.Сохина, Просвещение, Москва, 1978)»

Итак, прямые обязанности воспитателей детского сада – научить детей правилам общения: не мешать играть другим, не отбирать игрушки, обязательно спрашивать разрешения, прежде чем взять чужое, не драться. Истинный педагог обязательно контролирует детскую игру. Он как хороший психолог чувствует совместимость детских характеров и разбивает детей для игры на пары или группы.

К сожалению, как в любой профессии, среди воспитателей дошкольных учреждений очень много слабых в профессиональном плане. Да и группы очень часто переполнены, и уследить за всеми не получается. Посему воспитателям легче сказать родителям, что ребенок «несадовский», чем попытаться уделить ему чуть больше внимания.

И еще, во всех пособиях по дошкольному воспитанию обращается внимание на то, что воспитание детей – процесс совместной работы воспитателей и семьи. Даже самый гениальный воспитатель может оказаться бессильным, если дома родители не прививают ребенку нормы поведения. Невоспитанные дети, кроме того, могут послужить плохим примером для других. Родители обязаны учить детей правилам поведения.

К сожалению, на деле все далеко не так, как пишут в книжках. На деле малыш приходит домой и жалуется, что его обижают, отбирают игрушки, бьют другие дети. Родители в растерянности. Что делать?

Очень важно определить, как ведет себя ваш ребенок в конкретной ситуации. Одна моя знакомая имела возможность наблюдать за своей внучкой с балкона третьего этажа, благо, что прогулочная площадка детского сада была под окнами.

Она с удивлением обнаружила, что все это выглядит так: играющий рядом мальчик с воинственным видом хватает ее игрушку, а девочка смиренно ее отпускает. Через несколько минут она начинает громко плакать. С другого конца площадки воспитательница кричит: «Что такое?» Мальчик бросает игрушку на песок и разворачивается в другую сторону. И тишина.

Бабушка начала учить внучку не отпускать игрушку, держать ее крепко и громко спокойно говорить: «Моё, отбирать игрушки нельзя». Говорит, что сработало с первого раза, обидчик отступил. Получается, что девочка раньше даже не пыталась противостоять агрессии.

К сожалению, не всем удается так легко разрешить детские проблемы, но вариант ответного поведения отрабатывать полезно.
Как быть, если ребенок не первый раз жалуется, что его обижают, отбирают игрушки? Первое средство – разговор с воспитателем.

Но разговор должен был дипломатичным. Ругаться и обвинять воспитателя в невыполнении служебных обязанностей – пустое дело. К воспитателю, как и к любому человеку, лучше найти подход. Доброжелательная просьба обратить внимание на проблемы ребенка лучше сработает.

Можно воспользоваться советами знаменитого автора книг по навыкам успешного общения Дейла Карнеги. Он советует добиваться расположения людей через усиленное внимание к ним, например, поздравлять с праздниками коробочкой конфет. Можно предложить посильную помощь детскому саду: шторы постирать или что-то другое, что возложено на воспитателей.

Конечно, можно перевести ребенка в другой сад, но решит ли это проблему? Домашнему ласковому ребенку поначалу обязательно требуется больше внимания, чтобы освоиться в детском саду. А получить его автоматически почти нереально.

Поэтому ничего не остается, как искать пути решения проблем всеми доступными средствами.
© Таисия Февронина, 2011.

1 комментарий

  1. Воспитание — сложный, многосторонний процесс. Проблемы детей — в их родителях. Родителям, которые мало уделяют времени своему ребёнку — сложно рассчитывать на адекватное поведение потомства. И не надо оправдывать своё бездействие, нехваткой времени. На подруг, шопинг, телевизор, друзей, интернет, банку пива — время как то находится?

    Те же родители которые воспитывают «Домашнего ласкового ребенка» — вообще первые его враги. Потому, что мир, в котором мы живём, и в котором, он — «домашний ласковый», окажется без нашей гиперопёки — равнодушен. Просто инертен. Никто не побежит стирать занавески, в кабинеты чиновников и квартиры врагов.

    И если ребёнок, не будет готов отстоять свои интересы. Он погибнет.
    Если он не будет способен отличить врага от друга — он погибнет.
    Ели не знает что такое справедливость — он погибнет.

    Родитель обязан научить ребёнка защищать свои интересы.
    Подчёркиваю — защищать! А не пользоваться силой, для осуществления своих желаний. Типа отнять у слабого, что понравилось.

    Научить достигать своих целей — это тоже обязанность родителя. В противном случае, ребёнок будет решать потребности кратчайшим путём, требующим минимума усилий — воровством и разбоем.

    Родитель обязан научить отличать правильные поступки, от неправильных.
    Подчёркиваю — правильные от неправильных, не — хорошие от плохих. Потому что хорошо, с точки зрения бабушки, может быть плохо, с точки зрения общества и закона.
    Например — бить всякого, кто прикоснулся к твоей вещи, даже из любопытства и без цели присвоить.

    И воспитывать СВОЕГО ребёнка обязаны РОДИТЕЛИ. Те, кто непосредственно, зачал, выносил, выкормил.

    Не рекомендую, допускать к воспитанию — бабушек и дедушек. Они, как и сладкое — допустимы как приятное послабление режима. Да и действуют так же.

    Если ваши родители, вас воспитали правильно — то нечего делать в воспитании ваших детей. Сами справитесь.
    А если вмешиваются, значит пытаются исправить ошибки в вашем воспитании. Тогда тем более — нечего им делать. У них был шанс.

    Это очень важный момент. Наблюдал несколько семей, где старшие родители, держали в покорности два следующих поколения. Требуют совершать те же ошибки, что и делали сами.

    Или например — мать одиночка, которая живет со своей матерью одиночкой. И говорит о жизни в общем, и мужчинах в частности — словами своей престарелой мамы. Деньги, которые он зарабатывает — отдает маме. И потом, у неё выпрашивает на свои потребности. И не всегда получает! На её сына, без слёз не глянешь. Привлекательный молодой человек, ущербный и закомплексованный внутри. Результат гиперопёки матери, смешанный с деспотизмом бабушки. Богатый материал для психоаналитика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *