Детское послушание и безынициативность

Психология семьи

Всем родителям хочется вырастить ребенка самостоятельным, инициативным, смелым, уверенным в себе, а потому успешным человеком.

Как ни странно, но очень часто корнем безынициативности является детское послушание.

Послушные дети могут быть таковыми, если родители их воспитывают очень строго, всегда наказывают за провинности, этакая армейская дисциплина – за невыполнение приказа без разговоров неизбежное наказание.

Доверительных отношений с детьми тогда вряд ли можно ждать. Если послушание зиждется на страхе наказания – это унижение для ребенка. О воспитании у него чувства человеческого достоинства и речи быть не может.

Такие дети абсолютно зажаты в отношениях со взрослыми и находят выход своему несогласию вне семьи. Часто именно такие подростки становятся хулиганами, устраивают драки без причины.

Ребенок часто уже из дома выходит с желанием все крушить и крушит. Несмотря на возможность последующего наказания, он это делает, это своего рода выхлоп негатива, полученного в семье. А когда он станет старше, может вести себя агрессивно и по отношению к родителям.

Иной прогноз: ребенок вырастет неуверенным в себе человеком. Ему с детства не хватает смелости, психологической уравновешенности при принятии решений, требующих самостоятельного мышления. Он как тот солдат, который привык, что за него решает генерал. Ему нужен приказ.

Другой причиной детского послушания может стать полное родительское покровительство, основанное на любви. Все замечательно: у ребенка с родителями полное согласие, он любит родителей, доверяет им беспредельно и уверен в том, что родители всё и всегда делают правильно.

Ребенку ничего не надо хотеть, его родители заранее обо всем позаботятся. Казалось бы, идеальный вариант отношений, но только в том случае, если родители не теряют чувство меры.

К сожалению, часто из таких детей вырастают безынициативные, ведомые, несамостоятельные люди, легко подпадающие под чужое влияние. Они привыкли, что над ними есть родители-покровители, которые любую беду руками разведут, как волшебники. Когда они отрываются от семьи, они ищут для себя других ведущих и находят. А кого им подкинет судьба на эту роль – неизвестно.

Когда у ребенка с раннего детства полное взаимопонимание с родителями, основанное на любви и доверии, взрослые часто привыкают к тому, что они все и всегда решают за него, дескать, у нас полное единодушие.

На самом деле довольно часто ребенок из-за того, что не хочет огорчить родителей, соглашается с ними и, например, поступает совсем не в тот вуз, куда бы ему хотелось. Самое грустное, что чаще он и не знает чего хочет. Он привык жить по плану, спущенному свыше.

Из таких детей вырастают законопослушные граждане – замечательно. Из таких детей часто вырастают очень порядочные люди, которые не умеют говорить нет и защищать не только себя, но и свои семьи.

Инициативность и самостоятельность мышления надо воспитывать с детства. Ребенка надо умно направлять, но не толкать, и не подавлять. Он должен хотеть сам. Это нормально.

Нет трагедии в том, если он перепробует все детские кружки и спортивные секции и ни на чем не остановится. Попробуйте ему помочь задержаться где-то, но не навязывайте и не приказывайте. Он имеет право хотеть и пробовать, конечно, в рамках материального достатка семьи.

А здоровую детскую инициативу надо стараться поощрять обязательно.

Не лишайте ребенка возможности думать, принимать решения, хотеть.

© Таисия Февронина. 2011

Таисия Февронина
Оцените автора
Добавить комментарий