Как приобщить детей к художественной литературе

Психология семьи

Чем занять ребенка на каникулах дома.

Расширяем кругозор у ребенка.

Долгожданные каникулы. Мы все так устали от уроков и связанных с учебой стрессов. Именно во время каникул мы больше общаемся с детьми. Это время можно приятно использовать для развития ребенка.

Его можно чем-то познавательным заинтересовать. Например, вместе с ребенком окунуться в мир художественной литературы, той, что за гранью школьной программы.

Это во всех отношениях полезное дело. Литература – средство для воспитания культурного и высоконравственного человека.

Посмотрите, как молодое поколение общается в социальных сетях. Есть серьезные опасения, что наш красивый, богатый, могучий русский язык в скором времени измельчает.

Это страшно, потому что русский язык – достояние нашего народа. Это огромная ценность.

Язык – наша Вселенная, где мы обитаем. Грустно наблюдать за тем, как ее просторы сужаются.

Посадить современного ребенка за книжку далеко не у всех получается. Особенно в течение учебного года. А на каникулах можно и попытаться.

Для начала лучше подобрать интересные рассказы или новеллы с динамичным сюжетом, без длинных описаний, с хорошим финалом.

Я сама в детстве пристрастилась к чтению благодаря маме. Скучным, дождливым летним днем она посоветовала мне прочитать «Синюю звезду» и «Звезду Соломона» Александра Ивановича Куприна. Мне очень понравилось. Конечно, мне захотелось прочитать и другие его произведения.

Я заразила Куприным всех своих друзей. Поэтому в нашей семье полное собрание его сочинений самое зачитанное.

Кстати, от многих слышала, что они в детстве полюбили чтение через писателей-юмористов: Носова, Зощенко, Ильфа и Петрова. Можно подобрать юмористические рассказы, будет двойная польза, потому что смех – это здоровье.

Можно заинтересовать ребенка поэзией. По-моему, это еще проще, потому что хорошие стихи вместе с ним можно читать на пляже, в парке на прогулке и дома непогожим днем. Стихи как музыка.

Жаль, когда взрослый человек не может назвать свое любимое стихотворение, потому что у него его нет. Конечно, он не становится от этого хуже, но беднее – да. К сожалению, он просто что-то в своей жизни пропустил.

А случается, что далеко не молодые люди внезапно открывают для себя очарование стихов. Мне кажется, что у каждого человека есть внутренняя потребность в поэзии, как и в музыке. Только кому-то повезло встретить интересного автора раньше, а кому-то совсем поздно.

Поэзия – инструмент для воспитания духа человека любого возраста. А еще – профилактика депрессии. Известно, что чтение стихов помогает расслабиться застенчивому, зажатому человеку, помогает успокоиться во время стресса.

Сила слова в стихах особенно велика. Хорошие стихи – магические тексты. Разве не чудо, что стихи так глубоко трогают душу, способны создавать настроение: заставляют нас плакать и радоваться, заряжают оптимизмом и дарят надежду.

Созвучные нам строки крепко врезаются в память и сопровождают нас всю жизнь. Кажется, это всего лишь слова, обычные слова, но они обладают мощной энергией. Их энергия безгранична, она заряжает миллионы людей.

Время не властно над строчками настоящей поэзии. И через века людские сердца будут вновь и вновь откликаться на красивые стихи о любви, вере, надежде, благородстве, Родине.

«Дай мне все! Я не стану богаче.
Все возьми! Я не стану бедней.
Игорь Шкляревский»

Литература – мир тонких чувств, глубоких эмоций. Кажется, зачем нам читать чужие тексты с описанием картин природы, когда сегодня каждый сам может посмотреть любой пейзаж в интернете? Верно, посмотреть можно. Но научиться видеть и подмечать больше, глубоко чувствовать природу нас учит литература. Благодаря ей человек начинает понимать, что окружающий нас мир так прекрасен.

Литература – кладовая мудрости. Можно каждый день объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, думать, он понял и усвоил. Но многие признаются, что понять простые истины и принять их всей душой им помогла определенная книга.

Талантливые писатели, поэты способны излагать оригинальные мысли в сжатой форме. Их мысли становятся крылатыми словами и живут в народе как общепризнанные жемчужины мысли.

«Глупы из скандалистов оба
И.А. Крылов»

Чтобы заинтересовать поэзией ребенка надо подобрать для него стихи, которые не оставят его равнодушным. Конечно, выбор стихов зависит от возраста, наклонностей и развития ребенка. Придется самим подготовиться, освежить старое, поискать новое. Но при всей нашей занятости это приятное занятие.

В детстве мама показала мне стихотворение венгерского поэта Шандора Петефи в переводе Бориса Пастернака:

«Если ты цветок – я буду стеблем,
Если ты роса – цветами ввысь
Потянусь, росинками колеблем, –
Только души наши бы слились».

Правда, красиво? Мне оно невероятно понравилось, и потом у меня его переписали все, даже мальчишки, в классе. Забавно, но весь класс знал его наизусть, чему много раз удивлялись преподаватели литературы: почему и откуда такие знания?

А причина проста: то, что нравится – запоминается легко.

В советское время не так просто было купить книги стихов, например, Эдуарда Асадова или Веронику Тушнову. Делились книжками и журналами, переписывали стихи друг у друга. Сейчас это все доступно, но кто-то должен ребенку или подростку посоветовать, подтолкнуть в нужном направлении.

Понравившиеся стихи легко запоминаются, их хочется проговаривать или декламировать. Для детей это очень полезно. Это обогащение речи, тренировка дикции, тренировка памяти.

Кстати, хорошая дикция – это не только признак культурного человека, но и полезное качество. Есть много профессий, где необходимо четко и ясно произносить слова.

Что предложить почитать ребенку? Я ничего не имею против Гарри Поттера, пусть он будет прочитан и любим. Пусть потом будет классика зарубежной литературы. Все нужно для развития.

И все-таки главным вектором для развития и укрепления русского языка у человека должна служить наша замечательная русская литература. А чтобы ее полюбить как должно, с ней надо быть хорошо знакомым. И наша задача помочь в этом нашим детям и внукам.

И еще, повторюсь вновь, с детьми надо дружить и регулярно беседовать, знать, что они читают и смотрят, что об этом думают. Тогда можно быть в курсе всего того, что с ними происходит и мягко направлять. Это и есть воспитание личности.

Удачи!

© Таисия Февронина. 2015

Таисия Февронина
Оцените автора
Добавить комментарий