Не укради. О детской клептомании

Психология семьи

Детская клептомания – всегда шок для родителей. Что делать, если ваш милый ребенок без спроса берет деньги из вашего кошелька или периодически приносит домой чужие вещи?

Воспитание правильного отношения к чужой собственности – тема актуальная во все времена. И сегодня об этом много пишут на страницах европейских журналов.

Не укради – нравственная норма цивилизованного общества. Воспитанные люди воспринимают воровство как гадкий, низменный поступок, и это совершенно справедливо.

Клептомания – временное или постоянное нарушение психического равновесия, при котором человек не способен сдерживать своё желание присвоить что-то чужое. В отличие от обыкновенного осмысленного воровства, ее основой является порыв, который приводит к спонтанному действию.

Случаи детской клептомании встречаются нередко. Они отличаются полной нерациональностью, точнее сказать, глупостью. Ребенок часто совершает поступок, в котором он заведомо будет уличен. Основная причина в том, что детская психика находится в стадии формирования, ребенок только усваивает нравственные нормы.

Детская клептомания – трудная, щекотливая тема в педагогике. Столкнувшись с ней, напуганные родители часто обращаются к психологам.

А случаи встречаются как абсолютно нелепые, так и с элементами хитрости, но они всегда изумляют родителей. Однако воспринимать эти выходки как проявление воровских наклонностей вряд ли стоит. Скорее всего, ребенок еще не осознал, что чужое брать нельзя, в том числе мамино, папино, членов семьи. Возможно, это ваше упущение, вы забыли ему об этом рассказать. Если вы этого не сделали ранее, поспешите объяснить.

Случай из жизни. Папа с мамой в разводе, восьмилетняя дочь отдыхает с мамой на курорте. Папа перед отъездом дал дочке деньги, и она каждый день покупает маме что-то очень дорогое вкусное: мороженое, фрукты, торты. Мама растрогана вниманием ребенка, но вдруг обнаруживает, что исчезли деньги, которые она положила отдельно как неприкосновенный запас. Дочь легко сознается, что это она их взяла, у нее кончились деньги, но ей так хотелось еще порадовать маму.

Другой случай. Приличная семья. Мама с дочкой шести лет навестила больную начальницу, они мило посидели, попили чай. Через неделю перед стиркой она обнаружила у дочери в кармане куртки дорогое золотое кольцо. Откуда? Как оказалось, дочь взяла его во время того визита из вазочки на комоде. Зачем? Очень понравилось. Неприятная история.

Пример из немецкого журнала: мать подозревает, что ее сын семи лет ворует деньги из её кошелька.

Ответ немецкого психолога: «В жизни ребенка есть такие фазы, когда он не может устоять перед соблазном. Надо обязательно поговорить об этом с сыном, при этом его не ругать, а объяснить, что вы очень расстроены его поведением».

Кстати, у немцев принято, что уже до школы ребенок должен получать карманные деньги.

С раннего возраста он должен получать их раз в неделю, с 10 лет – раз в месяц. С 14 лет ребенок должен иметь свой счет в банке, и карманные деньги должны поступать на этот счет.

К вопросу детских карманных денег в Германии относятся очень серьезно. Управление по делам несовершеннолетних даже рекомендует конкретные суммы:

раз в неделю дети получают карманные деньги:

2–5 лет – 50 центов;

6–7 лет – 1,5– 2 евро;

8–9 лет – 2– 2,5 евро;

раз в месяц дети получают карманные деньги:

10–11 лет – 13–14 евро;

12–13 лет – 15–17 евро;

14–15 лет – 18–20 евро;

16–17 лет – 30–40 евро.

В таком подходе к детским деньгам есть разумное зерно. В сознании ребенка формируется понятие: «мои деньги и чужие деньги», прививается уважение к чужой собственности и заодно правильное отношение к деньгам.

У нас вопрос детских денег зависит от достатка и традиций каждой семьи. Это важный вопрос и правильное его решение во многих случаях поможет избежать случаев детского воровства. Но одно дело, если пирожок украл человек, который умирает от голода, другое дело, когда его украл тот, у кого достаточно денег, чтобы купить 100 пирожков.

Часто случаи детского спонтанного воровства совсем не связаны с материальным достатком семьи, они вызваны неумением сдерживать порывы, отсутствием элементарного понятия, что чужое брать нельзя.

В старину склонность к воровству у детей чаще лечили стыдом. Христианская заповедь «не укради» прививалась жестко.

Одна очень пожилая женщина рассказала, как она в раннем детстве украла у подружки бантик, ленточку. Украла спонтанно, абсолютно не задумываясь, что бантик будут искать, могут подумать на нее, и она его носить не сможет. Она подумала об этом, когда пришла домой, но не смогла совладать с собой и вернуть, ведь его можно было подбросить.

Но нет, она примерила его, когда никого не было дома, полюбовалась собой, и спрятала в коробочку, как сокровище. Но все тайное когда-нибудь становится явным, и девчонка попалась, когда очередной раз примеряла бантик, а ее матушка внезапно вернулась домой. Воспитание в те времена было суровым: её заставили в сопровождении взрослых вернуть ленточку подружке и извиниться перед ней и ее родителями, а потом пойти на исповедь в храм и обязательно рассказать об этом грехе священнику и покаяться.

Женщина рассказала, что после такого позора у нее никогда в жизни и мысли не возникало взять чужое.

Аналогичных историй слышала множество, но все они почти старинные.

Сейчас родители могут выпороть чадо, строго наказать, но публичное действо ныне не популярно. Довольно часто от чувства стыда за поступок ребенка родители согласны его покрывать, и только бог знает, чем это обернется в будущем. Все-таки более эффективно, когда у ребенка останется осадок, что за такие провинности отвечать надо самому.

Не стоит приходить в ужас от первого подобного эпизода, но и считать его недостойным воспитательных мер опасно. Если совсем не обращать внимания на проявления клептомании у детей, они могут стать автоматическими, привычными и вырастет клептоман обыкновенный.

Таких больных психиатры считают людьми с отклонениями психики, а лечить их во взрослом возрасте очень сложно, но все-таки возможно, если мании не являются следствием болезни головного мозга типа эпилепсии. Но к счастью, это редкая болезнь.

Воспитание уважительного отношения к чужой собственности следует начинать с раннего возраста, особенно если поступки ребенка того требуют. Это сигнал что надо поработать над его сознанием. К сожалению, некоторым всей жизни не хватает, чтобы усвоить, что чужое брать нельзя. Но чаще всего это вина родителей, не воспитали.

Гораздо сложнее воспитывать подростков, потому что на них часто влияет их окружение, поэтому полезно знать, с кем общаются ваши дети. Нередки случаи воровства у подростков ради бравады друг перед другом.

Часто пример для такого лихачества они находят в современных фильмах, где приятные герои что-то ловко воруют в супермаркетах. На экране все так весело выглядит, но какой пеной это оседает в детском сознании – неизвестно. Смотрите кино вместе с детьми и ненавязчиво комментируйте его со своей колокольни.

Важно, чтобы дети больше общались со взрослыми уравновешенными людьми. Ежедневно находите время для беседы с ребенком. Интересуйтесь, как прошел его день. Не стоит ограничиваться просмотром дневника. Этого недостаточно, чтобы вырастить воспитанного высоконравственного человека.

И еще, хорошие плоды дает воспитание через религию. Это то, с помощью чего можно создать каркас нравственности личности.

© Таисия Февронина. 2011

Таисия Февронина
Оцените автора
Добавить комментарий