О пользе рисования.
Что такое дизайн.
Давайте поговорим об умении рисовать и той пользе, которую оно дает в жизни.
Многие ли умеют рисовать? К сожалению, нет, хотя в последнее время молодежь считает полезным уметь рисовать на компьютере. Это уже прорыв, продиктованный временем. Сегодня многие создают свои сайты, желание оформить свой уголок интернета уникальной графикой естественно и похвально.
У всех людей разные способности к рисованию, но в детстве с удовольствием рисуют многие. Мы привыкли ассоциировать рисование с детским садом или младшими классами школы, но дальше им занимаются единицы. А напрасно.
В наши дни можно учиться рисовать самостоятельно. Для этого в интернете и печатных изданиях достаточно много самоучителей. Есть учебники и атласы для художников, в них поэтапно показано, например, как рисуется человеческое тело. Лиха беда начало. Пожертвовать временем, запастись терпением и все получится. Если постараться, можно приобрести довольно хорошие навыки. У некоторых, возможно, прорежется талант.
Моя знакомая, архитектор по профессии, чтобы чем-то занять пятилетнюю дочь, однажды показала ей картинку из учебника как нарисовать птичку. Ребенку понравилось, она стала рисовать все подряд по атласу художника. Потом в первом классе на уроке, когда другие дети изображали солнышко и домик с трубой, она легко и быстро нарисовала Венеру Милосскую.
Учительница пришла в замешательство. Она отказывалась верить, что это рисунок ребенка. Девочка горько плакала от обиды. Пришлось пообщаться с родителями. Сами родители считают, что это проявление не таланта, а усидчивости.
Логично предположить генетическую причину – мама архитектор, значит, рисовать умеет и любит. А дочка в маму пошла. Может быть.
К слову о генах и талантах, мой старший брат начал рисовать, когда в 10 лет сломал ногу, был тяжелый случай, ему пришлось около года лежать дома. Родители придумали для него занятие: выдали ему горы репродукций из журнала «Огонек», альбом, карандаши, краски.
В результате брат увлекся рисованием. Выдающимся художником он не стал, но рисование стало его профессией, любимым делом. Он всю жизнь рисовал дома и на работе, писал картины маслом и делал чеканку. Кстати, хорошая профессия и довольно хлебная. Но в нашей родословной в ближайших поколениях художников не было.
Учиться рисованию никогда не поздно, но зачем ребенку сейчас попусту тратить время на бесполезные игры на компьютере, когда можно на нем рисовать. В интернете полно программ «рисовалок» для разного возраста. Начните с самой примитивной. Даже вам понравится.
Освоение техники рисования делает человека более совершенным, он более полно воспринимает зрительные образы, замечает много больше: формы, пропорции, оттенки цветов.
Где это может пригодиться? Да везде. Не только на работе, но и в повседневной жизни. Не секрет, что художник во многих бытовых ситуациях находится в более выгодном положении.
Например, вы заказываете платье, а портной после вашего словесного описания увидел его иначе.
Нередко огорчением для нас становится выбор цветов в интерьере квартиры. Нередко цвет и рисунок обоев, портьер, ковров и т. д. не оправдывает ожиданий. А человеку с опытом рисования в этом вопросе будет намного легче.
О том, что художник в качестве свидетеля – находка для полиции, это мы знаем из кино. Во многих детективах именно художник запоминает внешность преступника в доскональных деталях. Кстати, и в реальной жизни таких случаев много.
Один очень умный и высокообразованный человек, академик, авиаконструктор Олег Константинович Антонов (1906–1984), еще в 80 годах прошлого века в телепередаче посетовал, что в нашем школьном образовании есть вопиющий недостаток – детей не учат рисовать. Он имел в виду хорошую технику рисования.
Рассказал, как досадно, когда хороший специалист приходит с прекрасной идеей и вместо того, чтобы нарисовать, начинает объяснять на пальцах. Он назвал умение рисовать очень важным в работе, потому что тот, кто умеет рисовать, умеет делать красивые вещи.
Запомнилась его фраза: «Некрасивый самолет плохо летает».
В книге «Олег Антонов» из серии ЖЗЛ есть его ответ журналисту по поводу этих слов:
– Как понять ваше высказывание о красивом самолете? – спросили как-то Антонова.
– Мне кажется, что у нас в авиации чувствуется особенно отчетливо тесная взаимосвязь между высоким техническим совершенством и красотой. Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не летает. Это – не суеверие, а совершенно материалистическое положение. Здесь получается своего рода естественный отбор внутри нашего сознания. В течение долгих лет складывались какие-то чисто технические, расчетные и экспериментальные, проверенные на практике решения. Располагая этой частично даже подсознательной информацией, конструктор может идти часто от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим.
Скорее всего, знаменитый авиаконструктор сделал такой вывод, в первую очередь, на собственном опыте, он тонко чувствовал красоту, всю жизнь занимался живописью, был настоящим художником. Его картины выставлялись на выставках. Он часто говорил о том, что надо стремиться к гармонии – сочетанию красоты и рациональности.
Очевидно, академик Антонов опередил свое время и предвидел то, что сейчас называется одним из самых популярных слов «дизайн» – художественное конструирование предметов.
Многие думают, что дизайн – это только оформление, т. е. красиво, оригинально. На самом деле понятие дизайна много шире. Дизайн – это то, к чему стремится человек, который задумал сделать свой продукт совершенным. Это единение высоких функциональных качеств с удобной для эксплуатации формой и внешней привлекательностью изделия.
Красота в ущерб удобству пользователя или качеству – это антидизайн, однозначно.
А поскольку дизайн в наше время становится жизненной необходимостью, требования к производителям будут повышаться. Возможно, именно ваши дети будут проектировать и создавать изделия будущего, которые будут немыслимы без хорошего дизайна.
И если в школах этому на должном уровне не учат, стоит взять вопрос в свои руки хотя бы попытаться заинтересовать своего ребенка рисованием.
© Таисия Февронина, 2009