Щекотливый вопрос детской клептомании корнями упирается в раннее детство.
Именно тогда у человечка закладываются понятия «наше, мое, чужое».
Понаблюдайте за детьми в песочнице. Один напористо вырывает игрушку у другого, тот не может возразить от изумления, что такой беспредел происходит, и горько плачет.
А мамы, сидящие на лавочке, в этот момент не могут оторваться от интересной беседы.
Часто бывает так, что одна из них неохотно поднимается, наводит порядок, возвращает игрушку владельцу, и беседа продолжается.
А маленький хулиган спокойно разворачивается к другому ребенку, более флегматичному, и отбирает у него игрушку. Всё это происходит при полном невнимании взрослых, потому что следующий пострадавший не отреагировал, а жаль.
Эту ситуацию можно использовать с большой пользой для обоих малышей, если наказать обидчика. В таком случае оба запомнят, что чужое брать нельзя, за это наказывают.
Много лет назад наблюдала в Риге, как молодая латышская мама за подобную ситуацию так сильно отшлепала малыша, при этом многократно очень громко повторяя, что чужое брать нельзя.
Когда я не выдержала и сказала ей, что, может, она поступает излишне сурово. Она сухо ответила: «Лучше запомнит».
Кстати, не знаю какие сейчас нравы в Риге, но тогда мне показалось, что маленьких детей там воспитывают слишком строго. Например, когда у малыша мячик закатился на газон, он побежал за ним и помял цветы, то был очень яростно отшлепан молодой мамочкой.
Я все-таки сторонник назидательного разговора.
Вопрос «мое – чужое» действительно очень серьезный. Научить ребенка сдерживаться от спонтанного желания взять чужое лучше в раннем детстве.
Двухлетний ребенок, обычно не задумываясь, без спроса берет или отбирает понравившуюся ему чужую игрушку, но к четырем годам дети обычно знают, что чужое брать нельзя. Но к сожалению, не все.
И часто это огрехи родительского воспитания. Надо наблюдать за ребенком, когда он общается с другими детьми, и обязательно об этом с ним разговаривать, особенно если у вас дома оказываются чужие игрушки.
Ответ ребенка, что ему их подарили, надо обязательно проверить. Если он их взял без спроса или отобрал, обязательно с ним об этом поговорить, вернуть и извиниться.
Наказывать? К сожалению, некоторым помогает только наказание, но только не как в старом анекдоте:
Учительница попросила ученика передать отцу, чтобы тот зашел в школу.
Отец не пришел.
Учительница позвонила ему: «Когда же Вы придете?»
Отец: «А я всё сделал».
Учительница: «Как это? Я хотела, чтобы Вы помогли новую мебель в кабинете собрать».
Отец: «А я думал, Вы жаловаться, так я его выпорол, и все дела».
Я не сторонник порки, лучше наказать другим способом: не разрешить смотреть мультики или играть на компьютере, не пустить на прогулку, и при этом обязательно поговорить о проступке.
Конечно, в детском садике ребенок, скорее всего, сталкивается с аналогичными случаями без наказания, но если родители будут с ним беседовать об этом, он обязательно запомнит, что без спроса брать чужое нельзя, это плохо, возможно наказание.
И еще, когда в семье несколько детей, самому младшему часто все прощается. Он же маленький, поэтому ему все можно. Уставшие родители воспитывают детей по принципу «лишь бы не мешали» и не обращают внимания на жалобы старших детей. В такой ситуации психология вседозволенности для младшего чада может стать привычной нормой поведения. Это опасно.
Уже маленький ребенок должен знать, что в доме есть общие «наши» вещи и есть личные вещи членов семьи, которые брать нельзя.
Воспитывайте у детей уважение к чужой собственности с раннего детства, и тогда вы с большей вероятностью будете застрахованы от случаев детской клептомании, с которой в подростковом возрасте намного сложнее бороться.
© Таисия Февронина. 2011