Застенчивый ребенок

Психология семьи

Излишняя стеснительность, застенчивость вряд ли на пользу любому человеку, а часто и во вред. Каждый мечтает вырастить своего ребенка уверенным в себе человеком.

К сожалению, иногда родители с излишним напором пытаются воспитывать в детях смелость и рискуют получить обратный эффект.

К этой теме меня подтолкнул случай на рынке. Рядом со мной перед контейнером с конфетами оказалась молодая дама с мальчиком лет шести. Видимо, он стеснительный, и мать решила с этим бороться.

Молодая женщина приказным тоном, раздраженно, громко произнесла: «Я сказала: спроси сколько стоит. Если не спросишь, я тебе не куплю и больше ничего не куплю никогда». Ребенок сжался, покраснел и тихо сказал: «Я уже не хочу».

Я посмотрела на продавщицу и подумала, что я тоже у нее ничего не хочу спрашивать. Колючие недобрые глаза человека, которого раздражают покупатели. Знакомый образ из недалеких советских времен. Да, это неудачное место, для того чтобы ребенок мог проявить смелость.

Я бы выбрала приветливую продавщицу и дружелюбный тон по отношению к сыну. Этот случай иллюстрация того, как можно из самых лучших побуждений получить обратный эффект.

Человеческая психика – очень сложный инструмент. Застенчивость нахрапом не возьмешь.

Итак, поговорим о застенчивости. Некоторые считают застенчивость недостойной внимания мелочью. К тому же человек стеснительный вызывает у нас много больше симпатии, чем наглый, развязный.

По определению застенчивость – это робость, тревожность перед общением с людьми, высокая зависимость от мнения окружающих. Стеснительный человек, как правило, не умеет отстаивать свои права.

Все мы когда-нибудь если не сами испытывали, то наблюдали у других внешние признаки застенчивости: покраснение лица, тихий голос, скованность движений.

К этому букету можно добавить легкую дрожь, учащенное сердцебиение, повышенную потливость. Все те же ощущения, которые сопровождают состояние страха. Несладкие ощущения. Натуральный душевный дискомфорт.

Застенчивость в определенной степени присуща почти всем. Достаточно вспомнить уроки в школе, лекции в вузе. Каждый ли мог задать вопрос преподавателю, если что-то непонятно? К сожалению, во многих очень глубоко сидит неловкость, которая пробуждается при мысли, что ты будешь выглядеть недостаточно умным.

Далеко не каждый может выйти на сцену и просто прочитать короткую, заранее подготовленную поздравительную речь.

Не так давно наблюдала, как очень уверенная в себе дама, которая работает 10 лет на одном месте в банке, знает свою работу на 200%, не смогла пройти собеседование с комиссией на подтверждение соответствия занимаемой должности.

Мне это показалось просто невероятным. Оказалось, она просто стесняется говорить, что называется, на людях. В конце концов, ей повезло, её пожалели как ценного работника, и она не лишилась должности.

К сожалению, стеснительность многим отравляет жизнь, а её корни часто уходят в далекое детство.

Стеснительность у детей может пройти сама собой, а может разбухнуть до комплекса неуверенности в себе. В детском возрасте чувство собственного достоинства только формируется. У застенчивых детей чаще наблюдаются отклонения психики: заикание, нервный тик и даже невроз.

Довольно часто застенчивость является причиной многих жизненных неудач в карьере и личной жизни.

Отчего малыш может стать стеснительным, пугливым? Громкий голос взрослого, особенно крик. Насмешки ровесников или детей постарше. А иногда это следствие болезней и плохого самочувствия.

А еще, следует вспомнить о таком понятии, как темперамент. Он нам дается генетически, как цвет глаз и волос, как мамина улыбка, как папина походка.

От темперамента зависит психическая реакция человека: как быстро и насколько глубоко человек воспринимает всё, что с ним происходит, как долго он это в себе обрабатывает, и как быстро он может переключиться на другое событие и может ли это сделать вообще.

Короче, от него зависит интенсивность психических процессов, например, сила эмоций и активность воли человека. Психологи считают, что застенчивыми и замкнутыми могут стать чаще всего меланхолики, т. к. они излишне впечатлительны и эмоционально ранимы.

Похоже, что виновник найден. Однако более или менее точно определить меланхолик или сангвиник ваш малыш можно будет лет через 15, не раньше. Поэтому вам остается только усвоить, застенчивый ребенок не виноват в том, что он легкоранимый и надо воспитывать его, учитывая особенности его психики.

И еще, немного о меланхоликах. Некоторые воспринимают это слово как страшный приговор. Конечно, легче живется толстокожим. Как знать, кто более симпатичен Богу: черствый флегматик или впечатлительный меланхолик?

К тому же среди меланхоликов очень много незаурядных личностей. Благодаря высокой чувствительности нервной системы и глубоким переживаниям меланхолики часто бывают талантливыми в творческой и интеллектуальной деятельности. Среди них Николай Васильевич Гоголь, Фредерик Шопен, Петр Ильич Чайковский, Рене Декарт, Чарльз Дарвин. Они сумели творчески воспользоваться преимуществами своего темперамента.

Да и люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях.

Итак, если ребенок застенчивый, слишком робкий, ему требуется много больше внимания и такта со стороны окружающих. Начните с воспитания в семье.

Растить ребенка – это не только кормить и одевать, но и знать, что творится у него на душе. Быть ребенку другом, всегда быть в курсе его проблем, пользоваться его доверием и ни в коем случае не утратить его.

Не каждый ребенок способен самостоятельно преодолеть застенчивость. Помогите ему.

Для этого:

– Забудьте про семейные скандалы в присутствии ребенка. У застенчивых детей высокий уровень тревожности. Дома он должен от тревоги отдыхать.

– Нельзя ругать ребенка за то, что он стеснительный, недопустимо называть трусом. Вы тем самым увеличиваете его внутренние страдания. У стеснительных людей заниженная самооценка, они сами себе не нравятся. Застенчивый ребенок больше других нуждается в похвалах и поддержке.

– Не позволяйте себе или кому-либо насмехаться над стеснительным ребенком.

– Я уверена, что любого ребенка нельзя ругать и унижать при посторонних. Не разобравшись, скороспелыми публичными оскорблениями вы попираете его чувство собственного достоинства. Если нет возможности оперативно разобраться, отложите разговор до дома.

– К сожалению, именно в младших классах школы формируется большинство комплексов у детей. Побеседуйте с учителем, но особых иллюзий не питайте. Учителям очень удобны молчаливые и застенчивые, от них меньше проблем, они фактически их не замечают. Все внимание педагогов обычно достается тем, кто неробкого десятка.

– Очень полезно пораньше определить задатки, наклонности ребенка и развивать их, найти для него поле деятельности, где он сможет достигнуть успеха и почувствовать уверенность в себе. Это может быть спорт, музыка, танцы, рисование и т. д.

Однако первоначально надо обязательно присмотреться к тем людям, которые будут окружать ребенка. Хорошо бы поприсутствовать на занятиях. Возможно, там не та атмосфера, которая подойдет вашему ребенку.

– Особо следует обратить внимание на общение ребенка со сверстниками. Очень важно знать, с кем дружит, как проводит время. Приучите ребенка беседовать с вами о том, как прошел его день, это поможет вам узнать много полезного.

– Будьте наблюдательными. Иногда родителям и в голову не приходит, что кто-то из тех ребятишек, кого они считают нормальными друзьями для своего ребенка, и является причиной его психологических комплексов: подавляет, унижает, оскорбляет.

Иногда родители даже не подозревают о психологических проблемах ребенка. Это чаще бывает в младших классах, в подростковом возрасте. Ребенок уже более самостоятельный. В домашней обстановке его поведение уравновешено. Никаких признаков его закомплексованности родители не замечают, беседуют с ребенком реже. За порогом дома он остается без присмотра. А напрасно. Наблюдайте за гуляющим ребенком хотя бы из окна квартиры. Наблюдайте чаще, и вам, как в немом кино, будет достаточно жестов и поз, чтобы определить, кто в группе лидер, кто бойкий, а кто стеснительный.

– Смелость для общения с людьми лучше воспитывать с малолетства. Старый советский прием, когда ставили чадо перед гостями на табурет и просили прочитать стихотворение, для этой цели и применялся. Конечно, лучшее место, чтобы научить ребенка не бояться людской аудитории – детский сад, младшие классы школы.

Но и там часто по причине нехватки ролей на утренниках задействуют одних и тех же детей. И чаще стеснительные становятся зрителями. Однако хороший педагог должен думать о том, чтобы привлекать именно робких и застенчивых. Если он этого не делает, родителям стоит вмешаться.

Хорошо, если есть возможность для участия ребенка в детском театре. Это прекрасное место, где он сможет приобрести навык общения с аудиторией.

– Не стоит ждать быстрого результата. Перестроить детское восприятие окружающего мира быстро не получится. Возможно, что уверенность в себе у вашего ребенка придется воспитывать и укреплять все школьные годы.

Родителям робких детей полезно глубоко изучить все доступные материалы о застенчивости. Переройте весь интернет и подберите по теме книги, лекции, игры. Консультируйтесь с психологами конкретно по вашему случаю, благо, сейчас это можно делать онлайн.

Постарайтесь сделать все для того, чтобы ваш ребенок преодолел застенчивость и вырос уверенным в себе человеком.

Уверенность в себе это как крылья за спиной, это первый помощник для решения жизненных задач на пути к достижению цели.

Пусть ваши дети достигнут всего того, что сделает их счастливыми.

© Таисия Февронина, 2010

Таисия Февронина
Оцените автора
Добавить комментарий